Ярмарка

Ярмарка

Я́РМАРКА (от нем. Jahrmarkt — ежегодный торг. рынок) — место периодич. привоза и купли-продажи (гл. обр. оптовой) товаров и сырья. Известны в Европе с 10 в. На Руси первые Я. появились в 16 в. и играли важную роль в ее торговле вплоть на нач. 20 в. Развитие Я. в России резко усилилось с 18 в. В 19 в. крупные оптовые Я. имелись в Ниж. Новгороде, Ростове (Ярославская губ.), Ирбите (пушные товары), с. Масляном Пермской губ. (Крестовско-Ивановская Я.), Мензелинском (Уфимская губ.), четыре Я. проводились ежегодно в Харькове, четыре — в Раменском (Полтавская губ.); крупные Я. были в Киеве на Сретенье, в Ишиме (Тобольская губ.), в Тюмени и др. Более 70% ярмарочного товарообмена приходилось на мелкие Я., оборот каждой из к-рых не превышал 10 тыс. руб.; две трети из них были однодневными; всего в нач. 20 в. в России было 18,5 тыс. Я. Как следствие развития капиталистич. отношений и транспортных коммуникаций в пореформенной России значение крупных Я. стало падать; меньше всего в нач. 20 в. ярмарочная торговля была развита в Балтийском р-не (Прибалтика, С.-Петерб., Псковская и Новг. губ). Наибольших объемов достигал оборот Я. в Центр. (с центром в Москве), Вост. (Поволжье), Малорос, Юж. (Юж. Украина, Бессарабия, Донская обл., Астраханская губ.) и др. р-нах. 84% всех Я. в России приходилось на европ. часть страны. Мелкие Я. были, как правило, розничными, крупные — оптовыми, специализированными на определенных группах товаров. Нередко мелкие Я. местного масштаба были увязаны в систему; так, в Донской обл. было 52 Я., так что каждую неделю года все купцы области могли собираться в новом месте. Нек-рые торг. компании, ориентированные на Я., не имели постоянного места пребывания и кочевали от Я. к Я.

Первоначально ярмарочные торги в основном были связаны с церк. праздниками и располагались вблизи монастырей. Связь торг. отношений с ритмом церк. и крестьянской жизни прослеживалась в сезонности ярмарочных торгов и специфике продаваемых продуктов. Весной торг. ряды наполнялись теми товарами, к-рые производили крестьяне в зимнее время, а осенью — плодами летнего труда. Увеличение кол-ва Я. происходило на протяжении всего времени их существования. Нек-рые из них, особенно те, к-рые располагались на пересечении важнейших водных и сухопут. путей, приобрели общерос. значение.

Со временем Я. стали отвечать условиям произ-ва и спроса и нередко были взаимосвязаны друг с другом, поэтому торговцы переезжали с одних на другие. В част., существовал цикл шерстяных Я. (в Варшаве, Харькове, Ростове-на-Дону), уральско-сибирские Я. (Меновническая, Троицкая, Ирбитская, Ильинская) были тесно связаны с крупнейшей Я. России — Макарьевской в Ниж. Новгороде.

В целом отеч. Я. специализировались на торговле опред. товарами. К примеру, в Ирбите, расположенном в центре густо населенного с.-х. р-на между двумя крупнейшими зап.-сибирскими городами (Верхотурье и Тобольск), основным товаром была пушнина. В Оренбурге — рогатый скот и лошади, в Белой Церкви — кожа. Наиб. универсальной среди Я. была Нижегородская, славившаяся в России обилием и разнообразием товаров. Свои торги она проводила с 15 июля по 10 сент., предоставляя своим клиентам ткани, изделия из кожи и металла. Однако основными предметами продажи были чай и сырье. Среди рос. Я. также выделялась Киевская, где заключались сделки в форме контракта на куплю-продажу еще не произведенных товаров, гл. обр. сахара. В февр. в Киеве собирались крупнейшие производители и торговцы сахаром, к-рые определяли будущие масштабы сахарного произ-ва. С развитием ж.-д. транспорта и улучшением в этой связи торговли (закупка товаров непоср. в промышл. центрах, рост числа коммивояжеров, сделок на биржах по образцам и др.) постепенно изменилось значение ярмарочной торговли. В одних случаях она исчезала, в других — приобретала иной характер. В нек-рых местах Я. превращались в места съезда для произ-ва расчетов, выяснения вида на торговлю, осмотра образцов для заказа и т. д. На рубеже 19—20 вв., когда темпы передвижения товаров значительно увеличились и обмен информацией стал достаточно быстрым, на смену Я. пришли биржи.

После рев-ции 1917 в годы нэпа в нек-рых городах вновь возобновились ярмарочные торги, в частности, в Ирбите в 1922—29 состоялось 8 Я. Однако в сов. время в основном приобрели распространение розничные Я., рассчитанные на индивид. покупателя.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Ярмарка" в других словарях:

  • ЯРМАРКА — и (устар., прост.) ярмонка (или ярманка), ярмарки, жен. (нем. Jahr markt, букв. ежегодный торг). Регулярно, в определенное время устраиваемый торг, на который съезжаются для продажи и закупки товаров. «Ехал из ярмарки ухарь купец.» И.Никитин.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЯРМАРКА — жен. ярмонка, нем. большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями; в Малоросии большой сельский базар; бывают ярмарки общие, на всякий товар, есть и частные: Ирбитская чайная ярмарка; конные… …   Толковый словарь Даля

  • ЯРМАРКА — (нем, от jahr год, и markt рынок). Общий торг на определенном месте, в срочное в году время. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЯРМАРКА нем. Jahrmarkt, от Jahr, год, и Markt, рынок. Временный торг …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ярмарка — См. рынок... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. ярмарка рынок, базар, торг; месса, распродажа Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • ЯРМАРКА — периодически устраеваемый съезд представителей торговых и промышленных предприятий, предпринимателей, коммерсантов, как правило,для оптовой продажи и закупки товаров по выставленным на ЯРМАРКЕ образ цам. Словарь финансовых терминов …   Финансовый словарь

  • ЯРМАРКА — 1) место периодической торговли; 2) регулярный рынок широкого значения, международная экономическая выставка образцов, которая (независимо от ее наименования) в соответствии с обычаями страны, на территории которой она проводится, представляет… …   Юридический словарь

  • Ярмарка — периодически действующий рынок, собирающийся регулярно в одних и тех же местах, в определенное время года и установленный срок для демонстрации образцов товаров и заключения коммерческих сделок. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • ЯРМАРКА — ЯРМАРКА, и, жен. 1. Большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время. Шум как на ярмарке. С ярмарки ехать (также перен.: приближаться к концу своих трудовых дел, деятельности; разг. шутл.). 2 …   Толковый словарь Ожегова

  • ярмарка — ярмарка, и, род. п. мн. ч. рок …   Русский орфографический словарь

  • Ярмарка — (fair, от лат. feriae праздник ), первоначально кратковрем. торги, регулярно проводимые через установленные промежутки времени. Я. открывали во время религ. праздников в Китае (12 в. до н.э.), Греции (включая периоды проведения Олимпийских игр) и …   Всемирная история

  • ярмарка — ярмарка, устарелое и в диалектной речи ярманка …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»